Праведник с головою в руках

Сакральные места Узбекистана. Легенда о вечной жизни и велосипедное паломничество к могиле Ислама Каримова
Культовая лестница в комплексе Шахи-Зинда. Фото Андрея Кудряшова, "Фергана"

«Фергана» продолжает публикацию исторических очерков Андрея Кудряшова, посвященных культовым местам Узбекистана и ритуалам зиёрата. Сегодняшний материал рассказывает о том, как — и главное, где — вечный странник Хазрат Хызр спас двоюродного брата пророка Мухаммада.

Афрасиаб — скопление невысоких глиняных холмов общей площадью свыше 200 гектаров на северной окраине современного Самарканда. По мнению археологов, оно представляет собой древнее городище, история которого насчитывает более 2500 лет. Ученые отождествляют его с руинами Мараканды, которая в античные и средневековые времена была столицей древней Согдианы. Некоторые исследователи полагают, что топоним «Афрасиаб» напрямую связан с именем легендарного туранского царя Афрасиаба — одного из главных персонажей знаменитой поэмы «Шахнаме», принадлежащей перу Фирдоуси. Впрочем, другие специалисты считают, что название этой местности объясняется соседством с небольшой рекой Сиаб, и ныне протекающей через Самарканд.

Так или иначе, археологические изыскания на Афрасиабе в XX веке принесли ряд сенсационных находок. Изыскания эти продолжаются до сих пор, благодаря чему может быть уточнен возраст и культурный облик одного из древнейших очагов человеческой цивилизации. Холмы Афрасиаба сыграли особую роль и в религиозной истории Центральной Азии. Именно здесь еще в первые века распространения ислама возник один из крупнейших культовых центров, не теряющий значения и по сей день.

Центральная "улица" комплекса Шахи-Зинда. Фото Андрея Кудряшова, "Фергана"

На южном склоне холмов Афрасиаба расположен культовый комплекс Шахи-Зинда. Его главная легенда связана с именем мусульманского проповедника Кусама ибн Аббаса, двоюродного брата пророка Мухаммада. Известно, что во времена халифа Али ибн Абу Талиба он был хокимом (градоначальником) Мекки. А после гибели Али и прихода к власти в 661 году халифа Муавии ибн Абу Суфьяна Кусам ибн Аббас был отправлен с небольшим войском для проповеди ислама на север от Хорасана. Здесь он участвовал в десятках сражений с язычниками и в одном из них был убит врагами. Историографы расходятся в вопросе, случилась ли героическая гибель Кусама ибн Аббаса под Самаркандом или это произошло в другом регионе — вблизи древнего города Мерв на территории современного Туркменистана. Однако легенда, утвердившаяся в Самарканде с приходом ислама, однозначно утверждает, что святому подвижнику удалось обратить в мусульманскую веру местных жителей еще за полвека до арабских завоеваний. Правда, обращение касалось только тех, кто жил в черте города.

В соседних горах тем временем собралось войско язычников, которое совершило набег на Самарканд во время пятничной молитвы. Кусам ибн Аббас, возглавлявший собрание молящихся мусульман, был застигнут врасплох и смертельно ранен. По одной из версий, он был ранен стрелой, по другой — и вовсе обезглавлен. Самое удивительное, что смертельные раны не уничтожили праведника. Земля неожиданно расступилась, и появившийся из ниоткуда удивительный персонаж народных преданий Хазрат Хызр увлек Кусама ибн Аббаса в подземные лабиринты под холмами Афрасиаба. По другой версии, праведник сам взял свою отрубленную голову в руки и скрылся с ней под землей. Была и третья версия, наиболее реалистическая. Согласно ей раненый Кусам смог доползти до колодца Шаабан и спастись от преследователей в его недрах. Так или иначе, все три версии утверждают, что спасшийся от смерти Кусам ибн Аббас по воле Аллаха сделался вечно живым и пребывает где-то под холмами в особом пространстве, связанном с раем. Место его легендарного исчезновения стало местом паломничества и называется Шахи-Зинда, что буквально означает «Живой Царь».

По мнению светских историков и этнографов, мавзолей Кусама ибн Аббаса и легенда о его чудесном спасении были созданы в первые века арабских завоеваний. Они, вероятно, заменили прежний культ умирающего и воскресающего божества природы культом мусульманского подвижника и мученика за веру.

Как стать ходжой

Дошедший до наших дней комплекс Шахи-Зинда формировался на протяжении примерно тысячелетия. Он включает в себя более 20 сооружений IX-XIV веков, расположенных по всему южному склону холмов Афрасиаб. (Подробнее о комплексе Шахи-Зинда см. фундаментальную монографию Немцевой Н.Б. «Ансамбль Шахи-Зинда: история — археология — архитектура». Ташкент, 2015).

Наиболее ранние культовые постройки были уничтожены в XIII столетии — во время монгольского нашествия Чингисхана. Но уже через полвека на их основе началась реконструкция и достройка, которая особенно расширилась в XIV-XV веках — при Тамерлане и его ближайших потомках. Они превратили это место в некрополь своей династии и приближенных к ней представителей мусульманского духовенства. Примерно в это же время была построена лестница из 40 ступеней, которая поднимается от подножия холмов к мавзолею Кусама ибн Аббаса. В XIV-XIX веках в «народном исламе» сложилось представление о том, что паломничество к мавзолею Живого Царя может отчасти заменить хадж — обязательное для каждого мусульманина паломничество в Мекку.

Комплекс Шахи-Зинда. Фото Андрея Кудряшова, "Фергана"

Паломничество к мавзолею проводится особым образом. Необходимо подниматься по лестнице в течении 40 дней, каждый день преодолевая по одной ступени и заполняя оставшееся время благочестивыми размышлениями и молитвами. Очень вероятно, что этот культ поддерживали наставники суфийских орденов. Существует предание, что сорокадневные молитвы на этой лестнице совершал сам Бахауддин Накшбанд — живший в XIV веке основатель суфийского тарриката Накшбандия. Лестница также была местом проведения зикра — суфийских молитвенных радений. При этом здесь мог практиковаться как безмолвный зикр хафи, так и голосовой зикр джахри. Русский этнограф и антрополог Сергей Масловский (1876-1943), переодевшись в дервиша, сумел в конце XIX века принять участие в ночном зикре и танцевальных радениях суфиев ордена Кадырия у мавзолея Кусама Ибн Аббаса.

Культовая лестница в Шахи-Зинда. Фото Андрея Кудряшова, "Фергана"

Ныне ортодоксальное мусульманское духовенство ханафитского мазхаба в Узбекистане, разумеется, не поддерживает идею о возможности заменить хадж в Мекку паломничеством к мавзолею Шахи-Зинда. Давно не проводятся здесь и зикры. Хотя сам культовый комплекс продолжает быть местом активного паломничества — даже после реставрации в 2005 году он не изменил сколько-нибудь существенно своего исторического облика. Комплекс охотно посещают как иностранные туристы, так и верующие мусульмане и представители духовенства. Многие гиды даже светским туристам рекомендуют совершать каждый шаг по лестнице к мавзолею Кусама ибн Аббаса пусть и не в течении целого дня, но обязательно сосредоточенно, с мыслями о чем-нибудь возвышенном.

Слуга Аллаха

Другой персонаж легенды о вечной жизни, сохранившейся до наших дней на холмах Афрасиаба, — старец Хазрат Хызр (Хизр, Хидр). Не только в Узбекистане, но и во всем мусульманском мире Хызр является героем множества сказочных преданий, в которых он выступает как мудрец и вечный странник, появляющийся из ниоткуда, чтобы творить чудеса или давать людям уроки истиной добродетели. Хотя само имя Хызра в Коране не называется, устная традиция считает, что именно он был упомянутым в 18-й суре «Аль-Кафх» («Пещера») таинственным «слугой Аллаха». И именно он, встретив пророка Мусу (Моисея) на месте слияния двух морей, рассказал ему поучительные притчи о неоднозначности многих событий и вещей. В народных легендах Центральной Азии Хызр считается живущим вечно, потому что однажды напился воды из источника жизни.

Вид на площадь Биби-Ханым с возвышенности Хазрати Хызр. Фото Андрея Кудряшова, "Фергана"

Согласно преданию, когда Александр Македонский привел войска к верховьям Амударьи, он узнал от горцев Памира, что где-то высоко в горах есть источник, вода которого дарует человеку бессмертие. Греческий полководец отправил на поиски этого источника одного из своих лучших воинов по имени Хызр. Воину удалось отыскать чудотворный родник и самому напиться из него, но на обратном пути кувшин с водой, предназначенной для Александра, разбился. Не выполнивший свою миссию, но обретший вечную жизнь Хызр с тех пор стал скитаться по всему миру. Века странствий наделили его сверхъестественной мудростью и способностью творить чудеса на благо людям. В частности, восточное гостеприимство объясняется иногда тем, что люди опасаются проявить неуважение или недостаточную заботу о странниках, одним из которых вполне может оказаться Хазрат Хызр.

Средневековые надгробные плиты (сагона). Фото Андрея Кудряшова, "Фергана"

По мнению российского востоковеда, автора статей в «Энциклопедии ислама» Василия Бартольда (1869-1930), в образе Хызра совместились легендарные представления разных времен и народов о вечной жизни — от вавилонского Гильгамеша до библейских пророков Еноха и Илии. Часто Илия и Хызр упоминаются рядом, причем Илие приписывается власть над пустынями, а Хызру — над источниками вод и орошаемыми землями. Другой русский востоковед, Евгений Бертельс (1890-1957), считал, что в представлении народов Среднего Востока образ Хызра «несомненно, восходит к какому-то древнему божеству растительного мира, у которого под ногами все зеленеет и расцветает, но на это представление наслаивается еще множество других черт... » Бартольд полагал, что легенды о Хызре особенно распространены там, где действуют суфии. Говоря о Хызре, суфии уточняют, что истории и притчи о нем не должны иметь слишком простых и поверхностных толкований. Непосвященным людям лучше вообще не упоминать о нем. В культурологическом смысле фигура Хызра может рассматриваться как идеальный образ отшельника, странствующего дервиша, мистическим покровителем которых он, по-видимому, и выступает.

Средневековая мечеть Хазрати Хызр после недавней реставрации. Фото Андрея Кудряшова, "Фергана"

Как уже говорилось, в одной из версий легенды о Шахи-Зинда Хызр помогает раненому Кусаму ибн Аббасу скрыться от преследователей в подземных пещерах, где Кусам обретает вечную жизнь. О связи с водой — символом вечной жизни в Центральной Азии — говорит и легенда о первой самаркандской мечети Хазрата Хызра. Первое упоминание о ней относится к периоду арабских завоеваний в начале VIII века. Согласно преданию, после взятия Самарканда войсками Кутейбы ибн Муслима в 712 году арабы пытались затопить городскую крепость, перекрыв плотиной канал Арзис, снабжавший город водой из подземных источников. Но тут с неба спустилась огромная белая птица и разрушила плотину. В ознаменование этого чудесного события один из арабских полководцев Мухаммад ибн Васи вместо прежнего зороастрийского храма на южной оконечности Афрасиаба построил мечеть Хазрата Хызра. Эта мечеть, как и канал Арзис, были разрушены в 1220 году во время завоевания Самарканда монгольскими войсками Чингисхана. Новое здание мечети было восстановлено на древнем фундаменте в 1854 году — при этом последние отделочные работы завершились лишь в 1919 году. C тех пор это небольшое, но довольно экзотическое по виду сооружение служит одним из популярных входов на холмы Афрасиаб и обязательно посещается паломниками, приходящими к мавзолею Шахи-Зинда.

Велосипедный хадж

3 сентября 2016 года на мусульманском кладбище «Хазрати Хызр» между мечетью Хазрата Хызра и мемориальным комплексом Шахи-Зинда был похоронен первый президент Узбекистана Ислам Каримов, умерший в возрасте 79 лет. Захоронение было произведено в небольшом мавзолее, спешно возведенном рядом с могилами матери и старших братьев Каримова.

Мемориальная плита перед мавзолеем Ислама Каримова. Фото Андрея Кудряшова, "Фергана"

Через несколько дней после этого состоялось и первое паломничество к могиле Каримова. 5 сентября 75-летний пенсионер Хусан Ходжибоев выехал в Самарканд из Чартакского района Наманганской области на двухколесном велосипеде и преодолел расстояние в 500 километров к 9 сентября. До выхода на пенсию Ходжибоев работал водителем-дальнобойщиком, что помогло ему проложить наиболее короткий маршрут и определить места безопасных ночевок. Однако легким его паломничество назвать все равно нельзя. В начале пути немолодому уже человеку пришлось подниматься на горный перевал Камчик высотой 2268 метров над уровнем моря, а потом преодолевать еще сотни километров под палящим солнцем при температуре, достигающей 39 градусов по Цельсию.

Обратный путь Ходжибоев проделал уже на такси — возвращаться еще 500 километров на велосипеде ему не позволило здоровье. По возвращении из паломничества пенсионер был приравнен в родном Чартаке земляками к ходже — человеку, совершившему праведный хадж в Мекку. Помимо славы, мужчине досталось и множество подарков. Так, например, участники популярной в социальной сети Facebook группы «Водители Ташкента» собрали деньги и вручили Ходжибоеву немецкий спортивный велосипед стоимостью $630, что в несколько раз превосходит средний месячный заработок жителя Узбекистана. Осмотрев подарок, пенсионер пообещал дарителям повторить свое велосипедное паломничество на могилу президента Каримова в следующем году, и повторять его столько раз, на сколько у него хватит сил.

Фото Андрея Кудряшова / «Фергана»

  • Чему могут поучиться современные элиты стран Центральной Азии у древних кочевников и земледельцев

  • Видеоэкскурсия по залу Средней Азии в Музее Востока

  • В Таджикистане затеяли соцсоревнование по хлопку, а в Узбекистане открыли детсад для детей текстильщиков

  • Архив Галины Пугаченковой оцифрован и выложен в открытый доступ. Там и научные материалы, и личные документы