Навострить лыжи на Амирсай

Под Ташкентом открыли горнолыжный курорт — еще не все достроено, но кататься и любоваться уже можно
Канатная дорога на Амирсое. Фото Андрея Кудряшова, "Фергана"

В конце декабря под Ташкентом был торжественно открыт горнолыжный курорт Амирсай, и в СМИ сообщалось, что более двух тысяч человек приехали посмотреть на церемонию и покататься. Менее чем за два года на северных склонах горы Майгашкан урочища Бельдерсай Бостанлыкского района Ташкентской области была сдана в эксплуатацию первая очередь горнолыжного курорта мирового уровня. Сегодня канатная дорога, трассы для катания на лыжах и скейтбордах, кафе, несколько шале и самая необходимая инфраструктура уже работают, но полностью обустроен курорт будет только к концу 2022 года.

Реализацией проекта занималась андоррская компания PGI Management. Заявленная стоимость его — 100 млн евро.

Подождав после открытия несколько дней, чтобы схлынул ажиотаж и уехали высокие гости, корреспонденты «Ферганы» отправились в Амирсай.

Курорт Амирсой. Фото Андрея Кудряшова, «Фергана»

Пока до места можно добраться либо на своей машине, либо на такси. В дальнейшем планируется запустить автобусные маршруты от Хаджикента, Ташкента и Чирчика. Дорога от станции метро «Буюк Ипак Йули» до ворот курорта Амирсай заняла полтора часа. Искать такси не пришлось — на пятачке возле метро стоят и ждут клиентов машины, которые возят в горы. Стоимость проезда до Amirsoy договорная, в среднем 50 тысяч сумов ($5) с человека. На территории курорта имеется платная автостоянка, но количество мест ограничено. Стоимость стоянки 30 тысяч сумов ($3) в сутки.

Несмотря на будний день, на Амирсае оказалось довольно много отдыхающих. В основном это были семьи с детьми.

Большинство приехало, чтобы прокатиться на канатной дороге, протяженность которой составляет 2193 метра. Цена детского билета 27 тысяч сумов ($2,8), взрослого — 55 тысяч сумов ($5,8). Закрытые комфортные кабинки поднимают на верхнюю площадку примерно за 15 минут.

Здесь можно выйти и насладиться живописным видом и сделать селфи на фоне заснеженных горных вершин.

На вершине. Фото Андрея Кудряшова, «Фергана»

На верхней площадке гуляют люди, местами отсутствуют ограждения у обрывов, так что нужно быть осторожным, чтобы не упасть. Было заметно, что некоторые отдыхающие настолько расслаблялись, что теряли бдительность и подходили к краю смотровой площадки. И хотя на месте присутствовала охрана с рациями, ощущение опасности все же не оставляло.

Но на самой канатной дороге система безопасности отлажена, специалисты тут же реагируют на внештатную ситуацию. Например, на наших глазах в одной из кабин не закрылись двери, и вся канатная дорога была в ту же секунду остановлена.

Для лыжников и сноубордистов имеются отличные трассы. Оборудование можно взять напрокат и вдоволь накататься, а новичкам помогут инструкторы.

Иностранные инструкторы на Амирсое. Фото Андрея Кудряшова, «Фергана»

Мы не нашли точки бесплатной раздачи Wi-Fi, однако сотовая связь, учитывая горную местность, работала вполне удовлетворительно.

Круглосуточно открыт медпункт, где находятся дежурный врач и фельдшер.

Есть единственное кафе, которое работает только до 16:00. Однако не все посетители заходили туда перекусить — покатавшись, они уезжали обедать за пределы Амирсая. Но вокруг оборудованы добротные деревянные столы со скамьями, где можно перекусить привезенной с собой едой.

На самом объекте пока мало развлечений, кроме как любоваться пейзажем и кататься на лыжах и сноубордах. Стройка еще идет, объекты в процессе подготовки, территория между зданиями пока пустует. Как добраться от объекта к объекту, не всегда можно понять, указателей не хватает.

Но один из отдыхающих, бывавший и на Чимгане, и в Бельдерсае, был очень доволен тем, что увидел в Амирсае: «Да, основное здание не достроено, но оно уже функционирует. Кроме билетной кассы и проката снаряжения, там есть удобные камеры хранения личных вещей, и переодеваться можно не в машине и не на снегу, а в помещении, и вещи оставить в ячейке хранения. Ведь главная инфраструктура для горнолыжного спорта — это современная комфортная канатная дорога и несколько превосходных лыжных трасс, и здесь это все нормально функционирует и выигрышно отличается от того, что есть на Чимгане и в Бельдерсае. Тут фуникулер намного комфортнее, быстрее и безопаснее канатных кресел Чимгана и Бельдерсая, хотя и дороже — там всего 20 тысяч сумов ($2). Зато в одну кабину комфортно и безопасно вмещается шесть пассажиров, поэтому нет таких диких очередей, как там. А в будни одному ехать в такой кабине — просто наслаждение. Кроме того, тут комфортные и бесплатные туалеты, а на Чимгане мало того что платные, так еще и уличные, и унитазы там напольные».

Можно остаться в шале, стоимость которых варьируется от 2 млн 600 тысяч сумов ($274) до 15 млн сумов ($1580) за ночь.

Деревня шале в Амирсое. Фото Андрея Кудряшова, «Фергана»

Когда корреспонденты «Ферганы» решили задать несколько вопросов администрации курорта, то оказалось, что на месте никого из начальства не было. Двое мужчин на стойке ресепшн сказали, что они и есть администрация, но представиться отказались. Однако примерную картину того, как функционирует курорт в первые дни после открытия, они описали.

— Что тут будет достроено?

— Мы за 1,5 года построили только первый этап. Здесь действительно не хватает развлечений, многие здания и объекты пока в процессе строительства. На территории будет разбит парк, возведены несколько трех-, четырехзвездочных отелей, клубы, мы хотим завести квадроциклы, снегоходы, будет доступен полет на параплане с инструктором. Хотим увеличить количество трасс, украсить территорию скульптурами и арт-инсталляциями, мы уже привлекли к работе художников и скульпторов.

К лету надеемся открыть зону рекреации, где будут доступны все оздоровительные услуги: СПА, бассейны, санаторно-курортное лечение, косметологические кабинеты. Планируется сделать искусственное озеро, пирс и обустроить зону для гольфа.

— Когда полное благоустройство Амирсая будет завершено?

— Окончание строительства и полный запуск всего объекта запланирован на конец 2022 года. В целом Amirsoy планируется достраивать и развивать еще в течение 6-8 лет. Опыт показывает, что в других странах подобные проекты строятся 30-40 лет, у нас же все идет в бешеном темпе.

— Не пострадает ли качество работы из-за таких коротких сроков?

— Мы под надзором PGI Management, специалисты из Италии, Германии, Австрии, Аргентины, Испании и Дании отвечают за управление дорогами, трассами, инфраструктурой, отелями и спуску они нам не дают. Они все проверяют тщательно и, если нужно, подключаются к процессу и вносят свою лепту.

— Какие вакансии актуальны сейчас на Амирсае?

— Большой спрос на должности гостиничного и ресторанного хозяйства: прачки, администраторы, менеджеры-горничные, повара, бармены, супервайзеры бара. Кроме того, нам нужны стюарды, операторы канатных дорог. Нам сейчас можно помочь и волонтерской деятельностью.

Кроме Амирсая в Узбекистане будут открыты и другие туристические курорты.

В 2017 году президент Шавкат Мирзиёев подписал указ о создании свободной туристической зоны «Чарвак». Согласно документу свободная туристическая зона могла быть определена в виде единой территории, а также в виде раздельных территорий в пределах Чимган — Чарвак — Бельдерсайской рекреационной зоны. Срок функционирования свободной туристической зоны — 30 лет с возможностью дальнейшего продления. Зона Чарвак — Чимган — Бельдерсай также была объявлена свободной экономической зоной с рядом преференций для отечественных и иностранных инвесторов. Предполагается, что все объекты должны быть открыты для туристов круглый год.

Идея развития курортной зоны Чарвак назрела уже давно. Еще в 2013 году Узбекистан вел переговоры с консорциумом французских компаний для привлечения их к благоустройству и развитию туристической зоны, но из-за отсутствия финансирования разработка проектов была приостановлена.

В 2017 году сотрудничество было возобновлено. Французская сторона заинтересовалась строительством международных горнолыжных и рекреационных комплексов Чимган и Бельдерсай, а также экотуристического комплекса Нанай, и в 2018 году на разработку проекта правительство Франции выделило грант в размере 750 тысяч евро. Всего же в проект по трем комплексам предполагается привлечь более 500 млн долларов. Объем инвестиций в Чимган оценивается в 263,7 млн долларов, а в Бельдерсай — 178,4 млн. На создание экотуристического и рекреационного комплекса Нанай направят, по ожиданиям узбекистанских властей, 62,4 млн долларов.

Разработку проекта ведет консорциум французских компаний, и коммерческие банки Франции в июле 2019 года подтвердили готовность его финансировать.

Читайте также
  • Итоги выступления футбольной сборной Узбекистана на Олимпийских играх

  • Главный тренер ташкентского «Локомотива» Александр Крестинин — о задачах, трансферах и сборной Кыргызстана

  • Почему хоккейный клуб «Бургут» из Ташкента так и не взлетел

  • В Ташкенте прошел благотворительный веломарафон