Сказочник узнаваемых пейзажей

В Ташкенте открылась выставка Дилюса Мурсалимова

7 февраля в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана в Ташкенте открылась персональная выставка Дилюса Мурсалимова «Живопись, графика».

Дилюс Мурсалимов. Фото Андрея Кудряшова

Столичного зрителя могло бы поставить в тупик неожиданно скромное или напротив – предельно амбициозное название выставки. Как если бы литератор вдруг выпустил книгу под лаконичным названием «Стихи и проза». Но искушенных поклонников 77-летнего живописца не удивила эта невинная провокация. Обширная экспозиция действительно включила десятки полотен, листов акварели, офортов и других артефактов изобразительных жанров. Все их автор сумел объединить одинаковым мастерством, узнаваемым почерком, единством стиля и содержания.

Среди художников-пейзажистов Узбекистана Дилюс Мурсалимов занимает особенное, причитающееся только ему место. Он родился в Ташкенте в 1948 году. Окончил художественное училище имени Бенькова и Ташкентский театрально-художественный институт. Член Союза художников Узбекистана. Участник множества коллективных и сольных проектов. С особенным постоянством – ежегодных выставок «Художник и природа».

При этом география его пленэрных экспедиций из года в год ограничивалась в основном небольшим регионом – гористым северо-востоком Ташкентской области. Окрестностями Чимгана, ущельями и склонами Чаткальского хребта. Эту местность он исходил буквально вдоль и поперек, изучил, пережил как судьбу. Пропустил через собственное восприятие и наследие художественной культуры.

Его изображения, будь то холсты, акварели или офорты, всегда полны мелких деталей, тщательно прорисованных подробностей. Число «персонажей» порой превышает то, что типично в физической реальности. Но от этого картины не теряют реалистической достоверности. Художественные обобщения и концентрация образов поднимаются до уровня мифа или сказки. Не утрачивая предельной конкретности и узнаваемости.

По стилю и колористике работы Дилюса Мурсалимова очевидно восходят к традиционной восточной миниатюре. А по композиции и настроению перекликаются со средневековой китайской живописью. При этом полотна не выглядят архаичными или стилизованными. В каждом видна уверенная рука и пристальный взгляд современного художника, пишущего в настоящем времени хорошо знакомые ему, и не только ему, места.

Дилюс Мурсалимов. «В дебрях». Холст, масло. 2019 год

Выставка продлится до 28 февраля.