Дорогая моя столица

Что мешает душанбинцам жить и развлекаться в родном городе
Танцовщицы у инсталляции "Я люблю Душанбе". Фото с сайта News.tj

Столица Таджикистана Душанбе 20 апреля отмечает очередной День города. В канун праздника мэр Душанбе Рустам Эмомали распорядился создать «Фонд развития столицы Таджикистана». Он будет пополняться в том числе за счет сборов за разрешение властей на строительство торговой и жилой недвижимости на территории Душанбе. Куда будут направляться деньги нового фонда, пока неизвестно, но очевидно, что сделать столичному градоначальнику предстоит еще многое для того, чтобы Душанбе стал по-настоящему комфортным для его жителей и гостей. В преддверии Дня города мы решили узнать, какие проблемы больше всего волнуют душанбинцев.

Нужда заставляет терпеть

Одна из них — дефицит в городе общественных туалетов. В конце марта в Душанбе произошел вопиющий инцидент: сотрудники милиции задержали мужчину, справлявшего нужду на набережной реки Душанбинки, отвели в отделение и в «воспитательных» целях беспощадно избили его. Удары наносились в том числе и в паховую область. В результате избиения задержанному Умеду Хикоятову понадобилась помощь хирургов несмотря на их усилия, мужчина остался скопцом.

Кроме проявления жестокого обращения милиционеров с человеком, пусть даже нарушителем общественного порядка, что само по себе недопустимо, нельзя не отметить другую сторону произошедшего. Печальное событие могло бы и не произойти, если бы на набережной Душанбинки или где-то поблизости был бы хоть один общественный туалет. Но увы, их нет на протяжении всей 10-километровой набережной, являющейся местом прогулок, как, впрочем, и во многих других районах города.

По данным Санэпидемстанции, в Душанбе, население которого фактически перевалило за миллион жителей, функционирует около 50 общественных туалетов, то есть один туалет на 20 тысяч жителей, не считая приезжих. Между тем в соответствии с действующими нормами санитарных правил на 800-1000 человек должна сооружаться одна уборная, их наличие обязательно на главных площадях, в парках, садах, аэропортах, вокзалах и торговых центрах; общественные туалеты должны располагаться друг от друга на расстоянии не менее 500-700 метров. Следовательно, туалетов на улицах Душанбе должно было бы быть около тысячи, однако можно пройти по городу несколько километров, не найдя ни одного.

Общественный туалет в ботаническом саду. Фото "Ферганы"

Не менее плачевная ситуация с уборными и в учебных заведениях. Три года назад ЮНИСЕФ в своем отчете указала, что в 45% школ Таджикистана нет воды, а 83% учебных заведений не оборудованы туалетами. Имеющиеся же находятся в ужасном состоянии. В отчете также отмечалось, что за 10 последних лет при поддержке ЮНИСЕФ в школах Таджикистана были построены 348 туалетов, но администрации учебных заведений, которые должны поддерживать их работу, не занимаются этим, и большинство туалетов пришли в упадок полностью не работают или находятся в антисанитарном состоянии.

В то же время в столице соседнего Узбекистана Ташкенте не только занялись установкой современных и комфортных общественных уборных, но даже решили обеспечить их бесплатным интернетом. Кроме того, в Госкомтуризме Узбекистана разработали и запустили интерактивную карту поиска туалетов, чтобы местные жители и туристы могли быстро найти самую близкую от себя уборную.

Сделаем вам красиво и... жарко

В последние десятилетия в Душанбе происходит реконструкция города и масштабное строительство, причем явно видно желание поразить весь мир грандиозными проектами. В 2011 году был воздвигнут флагшток высотой в 165 метров, который три года являлся самым высоким в мире. На очереди – сооружение самых больших в регионе мечети и театра.

Однако желание властей таким образом благоустроить столицу зачастую идет вразрез с интересами простых жителей и здравым смыслом. Горожане не устают возмущаться вырубкой столетних чинар и других местных пород деревьев, которыми густо был усажен Душанбе. Еще в 2007 году полностью были вырублены зеленые насаждения в центральном парке (ранее – имени Ленина), где на 8 га росли высоченные лиственные деревья, высаженные в 1930-е годы. Их густые кроны смыкалась высоко вверху, образуя тень. Под их сенью, в благодатном микроклимате отдыхали душанбинцы, для которых работали детские аттракционы, фонтаны, спортплощадки, чайхана «Фарогат». Все было доступно и дешево для посетителей.

Сейчас там разбит новый парк «Боги Рудаки», в котором практически нет тени. Чахлые деревца бельгийских каштанов, купленные в свое время за огромные деньги и высаженные в этом парке и на улицах столицы, не приживаются в условиях чрезвычайно жаркого и длительного лета. По той же причине крупные листья магнолий и других экзотических деревьев «запекаются» на знойном солнце, а некоторые виды хвойных деревьев просто засыхают, несмотря на полив и уход. В результате центральный парк лишь в краткие весенние месяцы радует жителей разноцветьем тюльпанов, сирени и других цветов, но летом там невозможно находиться из-за жары, вызванной отсутствием тени. К тому же в парке нет никаких аттракционов и других развлекательных сооружений.

Пустующая территория парка Хайям. Фото "Ферганы"

То же самое происходит и на улицах Душанбе, где планомерно были уничтожены все деревья. Исключение составляет «протокольный» проспект Рудаки, который оголять не стали. Там чинары, высаженные почти век назад в несколько рядов, сохранены. На всех остальных улицах, лишенных зелени, накаляется и буквально плавится асфальт, из-за чего летние температуры зачастую превышают 50-градусную отметку. Вероятно, чиновникам, разъезжающим в дорогих авто с кондиционерами, до этого нет дела, однако на здоровье простых жителей такое благоустройство сказывается негативно.

Плата за прогулки

Впрочем, в Душанбе есть несколько парков, где еще можно отдохнуть под сенью деревьев. Почти все они были реконструированы в последнее десятилетие как считают многие жители, не всегда удачно. Так, Ботанический сад Академии наук, расположенный на 40 га, который ранее выглядел как густой экзотический лес, ныне преобразован в этнографический заповедник. Там сооружены традиционные дома с домашней утварью, печами для выпечки лепешек, установлено множество беседок, скамеек, тренажеров. Возведен никак не обозначенный объект, похожий на гостиницу, летний амфитеатр на 1,5 тысячи человек. Тандыры (печи для выпечки хлеба. — Прим. «Ферганы»), похоже, используются по назначению, о чем свидетельствуют следы копоти.

«Мне грустно видеть, как уникальная ботаническая база превращена в место развлечений. Ведь наш ботсад создавался в 1930-е годы, там росло более 70 тысяч деревьев и кустарников, собранных почти со всех уголков мира, многие из которых вошли в Красную книгу. А сейчас большая часть этого богатства просто уничтожена, и далее будет еще хуже», сказала на условиях анонимности сотрудница Академии наук, около 20 лет проработавшая в Институте ботаники, расположенном на территории Ботанического сада.

Вход в ботанический сад. Фото "Ферганы"

Два помпезных входа в ботсад, заново сооруженных на месте старых въездов, стали одновременно и кассами. Вход стоит два сомони с человека ($0,2) вроде бы и немного, но для семьи в несколько человек или студентов это выливается в заметную трату.

После реконструкции в 2018 году стал платным вход и в парк имени Фирдавси (бывший парк Дружбы народов), расположенный в южной части столицы. В нем также установили плату за вход 2 сомони. Городские власти объясняют введение платы желанием сохранить новые аттракционы и ухоженностью парка. Конечно, в этом есть резон, так как нередки случаи вандализма и небрежного отношения подростков к развлекательным объектам и парковой архитектуре. Но платный пропуск создал большое неудобство для горожан, особенно студентов лицеев и вузов, расположенных на противоположной стороне парка, которым ранее было удобно ходить через него. Теперь многим приходится обходить парк стороной, чтобы не платить за его пересечение.

Но еще большую коммерциализацию мест отдыха демонстрирует новый парк аттракционов «Хайем», сооруженный в 2011 году при участии итальянской фирмы в северной части столицы. Для того чтобы попасть сюда, необходимо приобрести карточку за 7 сомони, из которых 2 сомони – за вход, и еще 5 остаются на аттракционы. Сторожа у турникета поясняют, что если останутся неиспользованные деньги, то их можно будет получить обратно на выходе. Однако цены на детские аттракционы колеблются от 12 до 20 сомони ($1,2-2), а «взрослые», например американские горки, стоят еще дороже. В действительности покатать одного ребенка на нескольких аттракционах стоит не менее 70 сомони ($7). При средней таджикской зарплате чуть выше $100 это чрезвычайно дорого. Есть, конечно, и бесплатные парки, однако там развлечений почти совсем нет.

SPA-комплекс "Хайят". Фото "Ферганы"

В целом мест отдыха для всей семьи, где было бы весело и интересно провести время и взрослым, и детям, но в то же время не остаться без копейки в кармане, в Душанбе очень мало. В 2016 году был построен первый в Таджикистане торгово-развлекательный комплекс «Ашан», в котором, помимо магазинов, есть кафе (фудкорт), кинотеатры, детская площадка. Жительница Душанбе Матлюба провела с ребенком в этом комплексе полдня, потратив 300 сомони ($32). «Я оставила там треть своей зарплаты, не желая отказывать дочери в удовольствии. Но регулярно посещать это место мы не сможем слишком дорого», говорит она.

В знойном климате Таджикистана водные процедуры просто необходимы. Однако бассейны в столице можно пересчитать по пальцам. Многие из них расположены в гостиницах, и стоимость посещения их чрезвычайно высока. Но и те, что построены для широкой публики, не слишком доступны по цене. Так, в 46-м микрорайоне столицы недавно был возведен комплекс «Хайят» (SPA Hayot) с бассейнами, тренажерными залами и другими услугами. Стоимость месячного посещения для детей составляет около $25. Увы, многим таджикским семьям такие расходы не по карману. Поэтому в бассейне детей мало, а в грязном арыке, протекающем мимо «Хайята», всегда плещутся мальчишки.

Дети купаются в арыке у "Хайята". Фото "Ферганы"

Транспортные баталии

Еще одна больная тема столицы Таджикистана общественный транспорт. Налаживание его работы является сложным процессом почти для всех крупных городов, но в Душанбе функционирование транспортной системы имеет свои местные особенности. Например, когда вышли из строя венгерские «Икарусы» и советское троллейбусы, предприимчивые жители столицы завезли из Китая недорогие минивэны, названные здесь «Тангем» по имени героини китайского сериала. Семиместные юркие машины заполонили город, и вскоре «Тангемками» осуществляли практически все пассажирские перевозки, причем недорого и быстро.

Но не прошло и трех лет, как городские власти запретили владельцам «Тангемок» работать в Душанбе, объяснив это их недостаточной безопасностью. Убытки хозяев машин, оставшихся не у дел, никого не интересовали. Достаточно скоро в Душанбе были завезены «Старексы» (Hyundai Starex) низкие минивэны на 8 пассажиров, душные и неудобные. При этом водители умудрялись брать в них по 10 человек. «Старексы» и появившиеся позже «Газели» до настоящего времени используются в качестве маршрутных такси.

В последние годы власти поэтапно стали пересаживать пассажиров маршруток на муниципальные автобусы и троллейбусы, которые между тем не дают никакой гарантии доставки до места назначения: в условиях частого отключения электроэнергии троллейбусы останавливаются, и спешащие люди вынуждены лихорадочно искать другой транспорт.

Остановка общественного транспорта в Душанбе. Фото Ильи Варламова, Varlamov.ru

Но, очевидно, власти твердо решили забрать сферу общественно транспорта из частных рук в свои. Для осуществления этих планов два года назад на 3,4 млн евро были закуплены 40 турецких автобусов марки ISUZU. Комфортабельные автобусы оборудованы кондиционерами, однако их не включают — вероятно, ради экономии, и духота в них стоит невыносимая. Тем не менее пассажиров вынудили пользоваться государственным транспортом, запретив работу частных маршруток, а также «народных» недорогих такси — владельцев авто, которые курсировали по определенным маршрутам, беря с пассажиров фиксированную плату в 3 сомони. С учетом того что на южной окраине Душанбе в прошлом году было запущено новое таджикско-турецкое СП по сборке автобусов AKIA AVESTO мощностью 200-250 автобусов в год, перевозки маршрутками могут вскоре уйти в небытие.

«Раньше добиралась до работы за 40 минут, а сейчас приходится тратить почти вдвое больше времени. Автобусов мало, интервал между их прибытием большой, и они сплошь забиты. Еду стоя, в тесноте и духоте это просто мучение, а не транспорт. Верните нам маршрутки!» возмущается в Facebook жительница Душанбе М. И таких комментариев в таджикских группах соцсети сотни.

Еще одно нововведение, создавшее проблемы пассажирам, переход на карточную систему оплаты проезда. Казалось бы, это удобно, и многие страны давно пользуются пластиком для расчетов в транспорте. Но, учитывая то обстоятельство, что безналичными расчетами активно пользуется очень малый процент населения (например, платежными картами всего лишь 15% таджикистанцев), новая система приживается с большим трудом.

Оплату проезда карточками запустили в апреле прошлого года, запретив при этом плату наличными. Но вскоре стало понятно, что сама система еще не отлажена и не готова справиться с пассажиропотоком. Карточки можно купить не на любой остановке — в основном в центре города, терминалы для пополнения баланса работают плохо — часто ломаются, «съедают» деньги без зачисления на карту, не принимают монеты, вынуждая людей класть больше, чем им нужно. При этом водители, строго выполняя наказ властей не принимать наличную оплату, до последнего времени попросту не брали пассажиров, не имеющих пластиковой карточки. При этом нужно было приобретать карточку сразу на несколько поездок, возможность оплатить разовую поездку не предусматривалась.

Контролер в душанбинском автобусе. Фото с сайта News.tj

«Я воспитываю грудного ребенка, поэтому редко езжу куда-либо. Но на днях нужно было посетить врача районной поликлиники. Представляете, меня просто выгнали из автобуса, так как у меня нет карточки. Я просила взять наличными, но водитель и контролер были неумолимы, сказали: «Мы не хотим из-за тебя потерять работу». А чтобы купить карточку, надо ехать в центр города. Мне пришлось с ребенком на руках пройти пешком пять остановок», рассказала молодая мама Мадина.

Особенно страдали приезжающие в столицу жители регионов, которые совершают разовые поездки. Они не понимали, почему их не впускают в автобусы, начинали спорить и нервничать. Когда людям предлагают купить карточку за 7 или 10 сомони, стоимость которой выше стоимости необходимого им количества поездок, они возмущаются большими тратами и отказываются. В предыдущие месяцы автор этих строк не раз был свидетелем картины, когда от переполненной людьми остановки отъезжали совершенно пустые автобусы, не бравшие пассажиров из-за отсутствия у них карточек. Правда, в начале текущего апреля этот вопрос, наконец, решили: теперь пассажиры могут приобрести разовый билет прямо у водителя.

Но до полного наведения порядка в сфере общественного транспорта еще предстоит многое сделать. В частности, опрошенные нами душанбинцы хотят, чтобы была увеличена частота курсирования транспорта — нынешнего количества автобусов критически не хватает, летом во всех видах транспорта работала система кондиционирования, чтобы карты оплаты можно было приобрести на любой остановке, в том числе на окраине города, а терминалы работали без сбоев и выдавали чеки за каждую операцию. И главное чтобы власти прислушивались к мнению горожан и принимали решения с учетом их интересов.

Мирали Холмурод
Читайте также