С весны прошлого года Узбекистан принял несколько десятков тысяч российских релокантов, которые решили «сменить климат». Многие из переселенцев — представители IT-сферы. Кто-то из них сотрудничает с иностранными работодателями, а кто-то решил открыть бизнес в Узбекистане. Корреспондент «Ферганы» пообщался с директором компании-разработчика игр Tsogen Геннадием Цоем, который рассказал о плюсах и минусах ведения бизнеса в Узбекистане и перспективах IT-сферы в стране.
— Как пришло понимание о необходимости релокации и почему в Самарканд?
— Я здесь родился, учился. Здесь живут моя мама и сестра, похоронен отец. Это моя родина. В 91-м году я переехал в Ташкент, где закончил Ташкентский технический университет. Немного поработал и в 1998 году уехал в Россию.
Начинал работу сисадмином в сфере ритейла, дорос до IT-директора в сети гипермаркетов «Карусель». Затем, когда сеть была поглощена X5 Retail Group, решил попробовать себя в геймдеве. Пришел в Nival. Так и остался, не захотел возвращаться в офис к костюму с галстуком. Кстати, там и познакомился с будущей женой, которая сейчас — мой главный помощник.
Затем перешел в Mail.ru и, наконец, оказался в «Гейм Инсайт», где и трудился руководителем серверного отдела. Занимался системным администрированием до 2022 года, пока компания не закрылась из-за невозможности продолжать деятельность в России в связи с санкциями. Так что когда встал вопрос о переезде, куда ехать, долго не размышлял.
— Когда ты приехал в Узбекистан?
— В марте прошлого года. Затем решил открыть фирму, тем более что IT-Park предлагал прекрасные условия.
В июне компания была зарегистрирована. Осенью в РФ высвободилось много специалистов, в том числе из «Гейм Инсайт». Воспользовался этим шансом и сейчас костяк нашей компании составляют мои бывшие коллеги. Соответственно, мы предложили свои услуги по поддержанию проектов, которыми занимались и ранее, среди них Paradise Island и Tribez. Нам не отказали, однако называть нашу компанию наследником или филиалом «Гейм Инсайт», считаю, неправильно: мы договорились вести несколько их «старых» проектов, не более. Кроме того, у нас в планах есть и собственные проекты. По сути, мы — стартап.
— Работать в Узбекистана выгоднее, чем в России? Насколько доступно?
— Намного выгоднее. А насчет оформления, то с помощью юристов и консультантов IT-Park оказалось не так уж и сложно. Месяц мы с партнерами потратили на изучение информации, а когда решились и договорились, я поехал в Ташкент, где за два дня мы оформили все необходимые документы. Открыли счет в банке, а в Центре госуслуг получили регистрацию. Собственно, все.
Разрешение на работу сотрудникам не нужно. Они просто продлевают регистрацию по месту жительства для легального нахождения в стране. Также я не оплачиваю ходатайство о приеме на работу иностранцев, да и подоходный налог составляет лишь 7,5%. Один процент от оборота уходит IT-Park. Так что ставка гораздо ниже, чем в РФ и в других странах мира.
— IT-виза необходима?
— Я оформлял ее несколько позже, как учредитель. Из моих сотрудников IT-визу получил пока только один. В целом, если компания является резидентом IT-Park, то ее сотрудникам из РФ и Беларуси IT-виза не нужна, но все же дает определенные плюсы: длительная регистрация, снятие лимита на покупку недвижимости.
— Сколько человек работает в компании на сегодняшний день и откуда они?
— Сейчас работает свыше 40 сотрудников. Как уже сказал, костяк составляют мои бывшие коллеги по «Гейм Инсайт», которые также столкнулись с проблемами из-за санкций. Добирали людей из релокантов. Узбекистанцев в коллективе пока мало. На данный момент это директор и главбух. Что касается непосредственно IT-специалистов, то у узбекистанцев зачастую пока недостает опыта и компетенций. Работа слишком серьезная.
— То есть, местных специалистов тоже рассматриваете?
— Конечно. Сейчас рассматриваем местных на позиции тестировщика и специалиста службы поддержки. Как раз по моей специальности — администрирование, тоже смотрю. Пока не взял, но выбор есть.
Все плохо с хорошими разработчиками. Тут рассматриваем исключительно релокантов. Нужны спецы с особыми умениями — например, умением пользования движком Unity. Сложная специфика.
— Каковы перспективы у местных ребят?
— Не так давно встречался со студентами. Да, у них есть базовые знания, огромное желание, но им не хватает менторства. Их надо направлять, а это большие трудозатраты, на которые работодатель чаще всего не готов. Например, мы на данном этапе не можем себе позволить взять на работу перспективного программиста и дать ему ментора. У нас нет столько свободных ресурсов. Я надеюсь, когда все устаканится, работа полностью наладится, когда проекты, которые мы сейчас ведем, позволят высвобождать ресурсы, мы сможем помогать местным начинающим специалистам, а они — нам.
— Какая разница между узбекским и российским junior-разработчиком (начинающий разработчик, на сленге «джун»)?
— В России индустрия научилась выращивать джунов. Для этого, как я уже говорил, нужны менторы, у которых на это есть время. А здесь даже в анкетах пишут, что middle (опытный разработчик) — а по факту джун.
Узбекским начинающим программистам негде набираться практического опыта. На встрече со студентами я рекомендовал им регистрироваться на биржах и реализовывать какие-то проекты, чтобы получить опыт или хотя бы делать какой-то собственный pet-project (собственный проект, зачастую хобби). Какую-то модельку (прототип) игры, сайт — чтобы показать своему первому работодателю и рассказать ему о своем увлечении. Но, к сожалению, по всей видимости, здесь ребята ждут, что их будут вести за ручку, все покажут и расскажут. Наверное, не хватает мотивации.
— Учитывая менталитет и уклад жизни в Узбекистане, скажи, подходит ли местным специалистам популярная сейчас в IT-проектах философия agile? В частности, речь о взаимоотношениях руководитель-подчиненный.
— В связи с тем, что у нас команды небольшие, мы с agile не заморачиваемся. Но да, некоторые вопросы действительно могут возникнуть. По словам местных работодателей, сотрудничать на удаленке с узбекскими специалистами практически невозможно. Говорят, что работают, а как они это делают и делают ли вообще, не понятно. Поэтому вновь возвращаемся к вопросу необходимости менторства, что, в свою очередь, подразумевает личное присутствие. Замкнутый круг.
— Не хватает людей? Сколько человек должно трудиться в геймдев-компании?
— Хороших специалистов не хватает всегда. Зависит от объемов. Полагаю, 50 высококлассных спецов будет достаточно. Основное и самое востребованное направление — разработчики. Но нужны и тестировщики, художники, дизайнеры. Поиск не останавливается.
— У вас вся работа на удаленке?
— В основном мы работаем удаленно. За время пандемии мы поняли, что это вполне реально. Хотя я арендую дом под коворкинг в Самарканде, где мы можем собраться и поработать, если это необходимо. Многие сотрудники едут дальше из Узбекистана, кочуют, так сказать. Они также могут остановиться пожить в этом доме.
Но я никого не держу. Получили ПИНФЛ и банковскую карточку — можете ехать куда хотите. Единственное ограничение — работа из РФ, поскольку российский IP-адрес может оказаться токсичным.
— Сколько сотрудников решили остаться в Самарканде?
— Вообще, народ у нас кочевой. Но человек 15 решили осесть именно здесь. Можно сказать, в Самарканде у них основная база. Большую часть года они находятся в Узбекистане. Семейных много, но не у всех близкие пока приехали. Кому-то нужно дорешать бытовые вопросы как на родине, так и в Узбекистане. Ну я, например, с семьей приехал сразу и живу здесь.
— Ты сам не подумываешь о переезде?
— Если только на месяц, отдохнуть, ближе к морю. А перевозить компанию бессмысленно, мало в каких странах предложат подобные условия в плане налоговой нагрузки, законодательства.
Не вижу ни одной страны, куда было бы выгоднее перевезти компанию. Для айтишников Узбекистан идеален.
Да, мы обсуждали с тобой определенные проблемы в банкинге, общении с контрагентами. Но нам идут навстречу, а это важно.
— По зарплате относительно России. Где для сотрудников условия выгоднее?
— Для того, чтобы привлечь людей, мне приходилось предлагать ставку выше, чем в России. Однако это компенсируется налоговыми льготами в какой-то мере.
— Для узбекистанцев будут такие же условия?
— Пока не с чем сравнивать. Мы только начинаем набирать. Не могу сказать, что зарплата джуна будет выше среднего российского рынка, но наверняка выше среднего по Узбекистану. Дальше все зависит от того, как человек себя покажет. Вполне возможно, он выйдет на зарплату своих российских коллег.
Вообще, я бы рекомендовал не думать о зарплате, когда только начинаешь работать в IT-сфере. У многих сложился стереотип, что людям должны платить тысячи долларов только за сам факт названия айтишником.
— Мы с тобой познакомились в аэропорту Самарканда. Ты встречал кого-то из коллег. Выходит, занимался обустройством каждого из них лично? Как удается контролировать не только работу, но и заниматься обустройством сотрудников?
— Действительно, первые несколько месяцев полностью занимался ребятами сам. Пока не появились местные помощники. Да и обустройство сейчас на автомате. Понятно, где и как искать жилье, оформить ПИНФЛ и получить банковскую карту. Что касается работы, то переехали и менеджеры, которые контролируют процессы.
— Твои сотрудники удовлетворены релокацией?
— Смотря кто откуда, но в целом да. Особенно те, кто переехал из северных регионов России. Есть ребята из Мурманска. Те, кто из Москвы, может быть, несколько в шоке, но это стандартные проблемы любого переезда.
— От чего в шоке?
— Все это постоянно обсуждается в релокантских группах в Telegram, в том же Relocationuz, где я админ. Добавить особо нечего — отсутствие культуры на дорогах, инфраструктурные проблемы, особенно зимой.
— Влияют ли инфраструктурные проблемы на работу компании?
— Конечно, влияют. Это одна из причин, по которой приходится арендовать дом под коворкинг. Стараемся в нем держать генератор и две линии интернета. Да и район там хороший в плане инфраструктуры. Когда отключают свет, ребята могут туда приехать поработать. Это помогает.
— Стабильно ли работает интернет? Нужна же надежная связь.
— Особых жалоб нет. За год помню лишь один серьезный сбой, когда никто не мог работать. А так у всех разные провайдеры. Как говорил, в коворкинг-доме тоже завели два провайдера. Оптоволокно. Оплачиваю хороший тариф. Этого достаточно. Даже если питание у роутеров пропало, можно подпитать генератором или источником бесперебойного питания. Так что, если даже электричества нет, интернет остается и работа продолжается.
— Нужно улучшать ситуацию.
— По правде, ситуация с инфраструктурой уже улучшается. Оптоволокно прокладывается, повышается качество сети. Министерство по развитию информационных технологий много делает для улучшения работы в сфере.
Например, известно, что основные интернет-каналы в Узбекистан идут через Россию. Сейчас идут переговоры о каналах через Китай, через Каспий — из Европы в Азию. Насколько знаю, резервные каналы уже существуют, однако глобально зависимость от России пока остается.
— Ты вообще слышал что-нибудь про геймдев в Узбекистане?
— В релокантских чатах что-то мелькало, но о проектах на зачаточном уровне. Недавно познакомился с ребятами из небольшой команды-стартап, которая релоцировалась в Узбекистан из РФ уже с работающим продуктом — игрой Gripper. Однако, возможно, именно мы станем первыми в Узбекистане, кто выпустит игру самостоятельно.
Вообще, из России ушел почти весь геймдев, наверное, за исключением Mail.ru, сотрудников высвободилось много, соответственно, не только у нас появилась мысль делать что-то свое. А здесь как раз IT-Park призывал приходить к ним. Обещали создать все условия. Так что кто-то, возможно, прямо сейчас занимается разработкой игры.
— Сколько стартаперов переехало в Узбекистан?
— Геймдева немного. Знаю, что переезжали целые отделы, например, тестировщиков. Что касается IT-компаний в целом, то достаточное количество. Сейчас поддерживаю отношения с компанией, которая собирается релоцироваться в Узбекистан из США. Надеюсь, мы с ними запартнеримся. На встрече в IT-Park я видел представителей порядка 40 компаний.
— Это много?
— За год — неплохо. С учетом того, что все эти компании уже приносят экспортную выручку. IT-Park с нами обсуждал, как можно увеличить выручку, в каких проектах мы можем принять участие, какие препоны нам мешают. Были и остаются определенные сложности в банковской системе: непривычный процессинг, валютное регулирование, комплаенс. Но сейчас, спустя год, могу с уверенностью сказать, что ситуация налаживается.
— Ты бы хотел сделать игру про Самарканд?
— Я бы для начала хотел наладить бизнес. Это важнее. Пока остается еще много нерешенных вопросов. Но если говорить лично про меня, то, конечно, хотел бы сделать игру про Узбекистан. И если будет такая возможность, обязательно сделаю. Как минимум, добавлю в какую-то игру локацию из бухарских и самаркандских достопримечательностей.
-
02 октября02.10Тест на адаптациюК чему приведет ужесточение требований для въезжающих в Россию мигрантов и их семей
-
17 сентября17.09Эрмитаж и WOSCU — почти десять лет сотрудничестваЧем культурное наследие Узбекистана удивило Эрмитаж? Доклад Павла Лурье
-
10 сентября10.09Вы сами так решилиПочему референдум о строительстве АЭС в Казахстане — плохая идея
-
28 августа28.08ФотоИз Парижа в СамаркандБольшие гонки на Гребном канале
-
19 августа19.08«Если же бы Хива была в наших руках»Как большая империя безуспешно покоряла маленькое ханство
-
14 августа14.08«Народ vs государство: на чьей стороне референдум по АЭС?»С выпуска под таким названием в Казахстане стартовал проект «Трансграничная журналистика»