Послания на «загорелых» камнях

Наскальные рисунки вблизи Самарканда возьмут под охрану государства
Петроглифы Етимсая . Фото Андрея Кудряшова/"Фергана"

Гобдунтау — невысокая (700-1600 метров над уровнем моря) горная цепь, вытянувшаяся на тридцать километров с запада на восток вдоль границы между Джизакской и Самаркандской областями Узбекистана. С виду эта пустынная местность со скудной растительностью совсем не похожа на колыбель древней цивилизации. Но в феврале 2021 года энтузиасты обнаружили здесь галерею древних петроглифов — наскальных рисунков, сделанных в эпоху перехода человечества от первобытного общества охотников и собирателей к земледелию и скотоводству. ℹ️ Историческая находка, правда, оказалась на грани уничтожения из-за хозяйственной деятельности и бытового вандализма современных людей.

Наскальные рисунки на склонах Гобдунтау в урочище Етимсай заметили старшеклассники школы №19 поселка Ботбот в Булунгурском районе Самаркандской области, когда помогали старшим родственникам пасти овец. Причудливые изображения на камнях напомнили им картинки, виденные в учебниках по истории. Подростки рассказали об этом учителю истории Мухриддинходже Холсаидову из соседнего Джамбайского района, который обратился на кафедру археологии Самаркандского государственного университета.

Для изучения артефактов в поселок Ботбот срочно выехали старший научный сотрудник Института археологии АН Узбекистана Бахтиер Сайфуллаев и доцент кафедры археологии СамГУ Одил Эргашев. Они датировали петроглифы приблизительно концом бронзового века. Хотя рядом с ними выявили также и археологические находки периода неолита (каменного века), имеющие перспективы для дальнейших научных исследований.

Новость о находках в Гобдунтау мгновенно облетела социальные сети и стала сюжетом нескольких передач регионального телевидения.

Общественность озаботилась и сохранностью исторического наследия. Ведь выходы скальной породы в предгорных районах Узбекистана часто используются населением для добычи гуртового и отделочного камня. По инициативе партии «Миллий тикланиш» («Национальное возрождение») вопрос об охране петроглифов Етимсая был вынесен на повестку дня очередной сессии Булунгурского районного Кенгаша (совета) народных депутатов.

Во время рассмотрения выяснилось, что эти петроглифы были обнаружены еще в 2019 году узбекско-французской археологической экспедицией, тогда же рекомендовавшей взять их под охрану. Но вскоре разразилась пандемия COVID-19, и всем стало не до камней и рисунков на них.

В начале декабря 2021 года урочище Еттимсай посетил и. о. директора Агентства культурного наследия при Министерстве туризма и спорта Узбекистана Турсунали Кузиев. Он с ужасом обнаружил, что первоначальные находки уже подверглись уничтожению. Их просто добыли как гуртовый камень.

«При нашем подъезде из урочища спешно выехала пара грузовиков. Дозорные успели их предупредить. В тех местах, где ранее археологи обнаружили наскальные рисунки, рисунков уже не было. Уже в прошлом году местные власти запретили населению добычу гуртового камня, но, видно, есть еще единичные браконьеры. После долгих хождений нашей команде повезло обнаружить уже другие скалы с прекрасно сохранившимися наскальными рисунками», — сообщил Кузиев на своей странице в Facebook.

Он пообещал, что на ближайшем заседании научного совета Агентства петроглифы Етимсая будут включены в список объектов культурного наследия как уникальный археологический объект.

Корреспонденты «Ферганы» наведались в Етимсай 21 декабря, в самый короткий день года. На автомагистрали Ташкент — Самарканд неподалеку от районного центра Булунгур есть популярный зимний «пятачок», где продают щенков алабая, среднеазиатской овчарки. Степные склоны и предгорья хребта Гобдунтау, с юга ограниченные долиной реки Зеравшан, — регион пастбищного скотоводства. Поэтому пастушеские собаки здесь в изобилии и в почете.

От продавцов алабаев нам удалось узнать, как быстрее добраться до кишлака Ботбот, который не обозначен ни в навигаторах, ни на одной популярной карте мира, включая спутниковые карты Google. Само название Ботбот по словам местных жителей можно перевести на русский язык как «болотце». Небольшие саи – питающиеся родниками ручьи, часто полностью пересыхающие летом, — раньше могли создавать заболоченные участки в низинах у подножия гор. Сегодня любой участок земли с наличием влаги здесь приспособлен под пашню или фруктовый сад.

В конце поселка по ущелью с пологими склонами петляет Етимсай, делающий крутые повороты почти каждые 300 метров. Дороги нет. Можно ехать только по руслу самого сая, в нынешний маловодный год даже зимой представляющего собой лишь заполненные водой колеи от колес.

Местность вокруг напоминает инопланетный ландшафт, подвергшийся ядерной бомбардировке.

Выходы скальной породы на склонах изборождены глубокими трещинами, расколоты на отдельные плиты, покрытые густым «загаром», как будто оплавленные. Сверху они присыпаны мелким расколотым щебнем.

Но никакой катастрофы здесь не случилось. Это все просто работа времени. Кристаллические сланцы и гнейсы, за миллионы лет сформировавшиеся в земных недрах из осадочных пород, имеют слоистую структуру. Выходя на поверхность, они начинают подвергаться химической, солнечной и ветровой эрозии, крошатся и «загорают», покрываясь патиной из металлических окислов. Самое интересное, что примерно такую структуру эти скалы имели уже в те времена, когда в горах Гобдунтау жили древние люди, оставившие наскальные рисунки. Именно слоистая структура породы упрощала первобытным ремесленникам обработку камня, изготовление из него первых орудий.

Но как в этом хаосе найти петроглифы?

На помощь нам пришел Саидмурад Хатамов, местный электрик и по совместительству общественный инспектор по охране археологического памятника. Узнав от пастухов, что в урочище заехал какой-то пришлый транспорт, он поспешил связаться с нами, и показал одно из больших скоплений наскальных рисунков. Целую галерею на скальном участке около 200 квадратных метров.

Правда, петроглифы Етимсая не так бросаются в глаза, как знаменитые рисунки ущелья Сармышсай в Навоийской области Узбекистана. У них другая техника исполнения. Долбление породы неглубокое. Некоторые можно разглядеть только под особым углом к солнцу. Сюжеты тоже отличаются. На осмотренном нами участке оказалось больше всего изображений горных козлов и архаров, одногорбых верблюдов, змей, черепах, каких-то хищников — может быть лис и волков, а может быть и леопардов. Реже встречаются изображения людей, охотников с луками, пеших или всадников.

Мы увидели и обнаруженное еще Турсунали Кузиевым единственное в Узбекистане роскошное изображение хангула – ныне почти исчезнувшего в природе бухарского подвида благородного оленя с ветвистыми рогами. Оно говорит о том, что эти удивительные животные, до середины XX века населявшие пойменные заросли рек Средней Азии, в прежние времена могли жить и в предгорьях.

Особенный интерес представляют солярные или астрономические знаки, своего рода «каменный календарь». Именно его современные вандалы затронули пошлыми надписями, выцарапав их перочинным ножом.

Саидмурат Хатамов считает, что причина вандализма заключается в невежестве или неведении. По его словам, многие местные жители задолго до находок археологов видели рисунки на камнях. Но им даже не приходило в голову, что это — послание из древних эпох. Они думали, что рисунки сделали от скуки здешние пастухи, их современники. Поэтому нет ничего страшного в том, чтобы добыть такой камень на строительство дома или на маевке нацарапать на нем свое «N + М».

В этом смысле установка по всему хребту Гобдунтау ретрансляционных вышек, обеспечивающих полным покрытием мобильной связью и интернетом каждый отдаленный уголок, может помочь охране исторического наследия не меньше, чем самый бдительный общественный контроль. Корреспонденты «Ферганы», надо заметить, полностью разделяют мнение, что в XXI веке цивилизация и культура не противоречат друг другу, а должны идти рука об руку.