Государственный музей искусств имени Игоря Савицкого остается для Нукуса главной точкой притяжения туристов со всего мира. Директор музея Тигран Мкртычев, с которым корреспонденту «Ферганы» удалось пообщаться на полях VI международного конгресса «Культурное наследие Узбекистана — основа нового Ренессанса», прошедшего на днях в Самарканде, подвел итоги двадцати месяцев своей работы и рассказал о планах, которые предстоит реализовать во благо искусства и развития туристического потенциала Каракалпакстана.
— Какое главное достижение, которого вам удалось достичь на посту директора музея?
— Самое главное — удалось собрать вокруг себя единомышленников и специалистов, которые понимают необходимость в изменениях. Кадровый вопрос — вопрос, который стоит во всем мире, не менее актуален и в Нукусе.
Когда я начинал работу, столкнулся с неординарной ситуацией. В отделе археологии работали пять научных сотрудников. Ни один из этих людей не был археологом и только один имел небольшой опыт экспедиции. Сейчас отдел возглавляет квалифицированный археолог, кандидат исторических наук Октябрь Доспанов. Он начинал работать в музее еще с Игорем Савицким, стажировался в Москве в Институте этнологии и антропологии в знаменитой хорезмской археологической экспедиции. Его можно назвать учеником известного российского археолога Елены Неразик.
— Над чем работаете сейчас?
— Намечаем с Доспановым программу по созданию филиала музея на археологическом городище Миздахкан. С одной стороны мы хотим максимально сохранить уникальный памятник, дать ему дополнительный импульс для научного изучения. С другой стороны, стоит задача популяризаторская. Это связано тем, что Нукус находится вдали от туристических трасс.
— Планируется ли строительство в Миздахкане здания музея?
— Нет. Если мы создаем музей как институцию, то необходимо создать условия для сохранения экспонатов, а это безумно дорого — климат-контроль, охрана и многое другое.
Миздахкан даже не будет музеем под открытым небом, а станет заповедной зоной, которую мы будем контролировать в научном отношении: процесс раскопок, реставрации и консервации.
Мы знаем негативные примеры, поэтому для нас очень важно поднимать уровень реставрационных работ и археологических раскопок. Мы уже распланировали, как все это должно выглядеть.
— Что предстоит сделать?
— Будет создана небольшая археологическая база для хранения находок, проведения полевой фиксации. Недалеко от городища есть центр для паломников. То есть, паломники не будут смешиваться с туристами, для нужд которых будет построен визит-центр, куда они смогут приехать, выпить чаю, получить минимальную информацию.
Планируется, что туристам будут предлагать приобрести комплексные билеты, включающие в себя как посещение музея, так и поездку в Миздахкан.
— Как вообще сочетаются Миздахкан и изобразительное искусство двадцатого века?
— Общение с искусством – тяжелый труд, после которого человек устает. На посещение музея турист потратит максимум четыре часа, а если после небольшого отдыха ему предоставить транспорт и гида для поездки в Миздахкан, туристическая программа заполнит весь день пребывания в Нукусе. И человек уже не задает себе вопросы на тему, чем еще ему заняться в нашем городе. Кроме того, не будем забывать о полярном восприятии.
С одной стороны, изобразительное искусство, с другой – археология. У человека сформируется комплексное восприятие Нукуса, его богатства и разнообразия культурного наследия.
— Кто финансирует проект?
— Государственный бюджет. Миздахкан – очень популярное место как среди паломников, так и среди туристов. Но деньги от посещения этого места в бюджет не попадают. Мы установим такие же правила посещения, как для любого музейного объекта. При этом вход для паломников останется бесплатным. Им будут верить на слово. Это их отношение к богу. Если они пожелают, могут оставить пожертвование — садака. А с туристов будем брать плату.
— Вы возглавили музей в самый разгар пандемии. Сейчас эпидемиологическая ситуация вроде бы получше, но недавно в Каракалпакстане был введен режим ЧП. Что с посещаемостью?
— Падает. Но это естественно. В ковидные годы мы никак не могли увеличивать рост посещаемости. Все связи были оборваны. Однако буквально несколько дней назад, когда еще не был снят в регионе режим ЧП, к нам приехали две туристки из Италии. Это говорит о том, что люди к нам стремятся несмотря ни на что. Наша задача сделать так, чтобы их пребывание у нас было максимально интересным и комфортным.
— География туристов широка?
— Очень. Это и Россия, и страны Европы, и США. Много посетителей из Казахстана. Как тут не вспомнить, что Миздахкан – родовое кладбище для нескольких известных казахских родов. Так что паломников из этой страны также достаточно.
— Внутренний туризм?
— Наиболее многочисленная категория – школьники. Но тут нам надо работать не столько с самим школьниками, сколько с педагогами. Чтобы они, приходя в музей, рассказывали своим ученикам, что они видят. Наша задача – воспитать педагогов.
У нас были дни открытых дверей, на которых я сделал очень интересное наблюдение. Есть категория посетителей – пары молодых людей, то есть юноши и девушки. Для них посещение музея – культурный процесс. Они облекают свои романтические отношения в посещение музея. Что очень мне понравилось.
Также у нас было большое количество людей среднего возраста с маленькими детьми. Для них посещение музея – семейный выход в свет.
Мне кажется, что все это очень важные и хорошие симптомы повышения интереса к культурному наследию.
— Обновляется ли экспозиция и чего ожидать в ближайшее время?
— Каждые три месяца мы обновляем экспозицию графики. Это связано с тем, что графике вредит интенсивное освещение. Недавно была открыта экспозиция рисунков Надежды Кашиной, посвященная музыке и танцу. Это линейные рисунки, сделанные под влиянием работ Пабло Пикассо.
Мир искусства тесно связан между собой и художники чувствуют друг друга. Даже за неимением средств быстрой связи информация распространялась достаточно оперативно.
4 августа, в честь очередного дня рождения основателя нашего музея Игоря Савицкого, откроется выставка «Память о Воде».
Она посвящена работам местных художников, которые жили в те времена, когда Амударья была полноводной, а Арал – большим морем. Тому миру, который не сохранился. Нынешнее поколение не имеет представления о том, что вся жизнь Каракалпакстана была тесно связана с большой водой. Но эта выставка не о трагедии Арала, а, повторюсь, о необходимости сохранять память, в том числе и о воде.
— О каких художниках речь?
— Например, Фаим Матгазин, Кадырбай Саипов. Есть работы классика узбекистанского искусства Урала Тансыкбаева, сына замечательного художника Александра Николаевича Волкова — Александра Александровича. Всего будут выставлены работы восьми художников.
— Вы говорите о сложностях в показах экспозиций из-за особенности света. Как вы решаете эту проблему?
— Проведем реконструкцию первого корпуса нашего музея, деньги выделены. Здание было построено в 2003 году и уже морально устарело. Мы его поддерживаем в хорошем состоянии, в нем можно организовать все, что угодно, но только не музей. Правительство идет на эти траты. Также принято решение о строительстве четвертого и пятого корпусов.
Если все будет хорошо, то в недалеком будущем мы получим в Нукусе целый музейный квартал.
Уже предоставлен план, что в этом квартале будет расположено.
— Например?
— Мы запланировали создание галереи, оборудованной специальным светом, что позволит выставлять графику без опасения за сохранность работ. У нас есть прекрасная деревянная скульптура, которая нуждается в особом режиме влажности. Есть гордость нашего музея — каракалпакская юрта, которая сейчас ютится в зале с низким потолком. Для нее мы планируем отдельный зал.
Мы понимаем, что хотим видеть в новых корпусах. Кроме того, у нас в городе нет залов, в которых можно было бы проводить крупные массовые мероприятия наподобие конгресса «Культурного наследия Узбекистана».
Вице-премьер, министр туризма и культурного наследия Азиз Абдухакимов тоже акцентировал внимание на необходимости строительства в Нукусе подобного здания. Такой функционал сможет на себя взять один из наших новых корпусов.
— Конгресс так важен для Узбекистана?
— Очень правильное мероприятие. Сама программа изучения культурного наследия Узбекистана за пределами страны очень перспективна. Она показывает, что наше культурное наследие находится во всех уголках планеты.
В мире существует очень большое сообщество, которое занимается изучением культурного наследия Узбекистана. Когда эти люди собираются вместе, мы получаем личное общение, которое не способны заменить никакие соцсети или сервисы видеосвязи.
— Вы бы хотели, чтобы Нукус принял один из конгрессов?
— Город пока не готов принять столь крупное мероприятие. У нас нет подходящего конференц-зала, а еще — маловато опыта. Считаю, что нам нужно потренироваться на менее масштабных событиях. Так сказать, в узком кругу.
Например, недавно мы проводили круглый стол, посвященный знаменитому археологу Вадиму Ягодину. Он прошел успешно, и это нам внушает оптимизм, что со временем мы будем готовы принимать крупные международные форумы.
— В ходе Конгресса поступило предложение ежегодно проводить чтения в память о другом известнейшем археологе — Эдварде Ртвеладзе. Как вы относитесь к этой идее?
— Ртвеладзе был выдающимся явлением в науке Узбекистана. Многие называют себя друзьями или учениками Эдварда Васильевича. Как это ни парадоксально, я был и его другом, и его учеником. Именно по его рекомендации я на втором курсе вуза начал работать у знаменитого искусствоведа Лазаря Ремпеля. Именно это определило мою дальнейшую научную карьеру.
Так что я отношусь к идее положительно. Но, как мне кажется, ежегодное проведение чтений создаст очень напряженный график. А проведение подобного рода мероприятия раз в два года — что называется, биеннале, — было бы в самый раз.
-
14 ноября14.11Тюркский единыйЗачем Эрдоган настаивает на ускорении перехода стран Центральной Азии на латинский алфавит
-
08 ноября08.11В списках значилсяЭнтузиасты из Казахстана занимаются поиском солдат, призванных из республик Средней Азии и пропавших в годы Второй мировой войны
-
04 ноября04.11Земля тюрков не для турокИмела ли Турция шансы получить власть над Центральной Азией
-
30 сентября30.09Казахское поле экспериментовКто и зачем создал орду между Волгой и Уралом
-
14 сентября14.09ФотоВселенная гончарного кругаКак на землю Казахстана возвращается утерянная традиция
-
02 сентября02.09Годы великого бедствияКак казахи пережили последнюю кочевую империю