15 февраля в Ташкентском доме фотографии при Академии художеств Узбекистана открылась масштабная персональная выставка Сардора Нугманова — «Возвращение. Живопись как дыхание времени».
В экспозиции, разделенной на тематические залы, представлено 50 живописных полотен и 4 инсталляции, объединенных темами экологии, технологии, психологии и философии искусства. Это художественный манифест с элементами прокламации, часть общественной инициативы 2025 года, объявленного в Узбекистане Годом охраны окружающей среды и «зеленой» экономики. Открытие выставки, организованной при поддержке Академии художеств, Министерства экологии, Комитета по туризму и ряда столичных брендов, сопровождалось светомузыкальным перформативным шоу.
Сардор Нугманов – один из самых заметных представителей нового поколения художников Узбекистана. И один из наиболее амбициозных. Родился в 1985 году в Ташкенте. Выпускник живописного отделения Республиканского художественного колледжа имени Павла Бенькова и мастерской монументальной живописи Национального института художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода.
Работы Нугманова находятся в частных коллекциях Узбекистана, Казахстана, Франции, Германии, России, Турции, США и других стран. Участник множества коллективных выставок, совершил творческие поездки в Турцию, Санкт-Петербург, Тунис и Сингапур. В его речи часто употребляются слова «энергия», «движение», а полотна полны самых ярких и насыщенных цветов.
После резонансной персональной выставки «Живая энергия в цвете», которая прошла в 2017 году в театре «Ильхом», художник неожиданно исчез на несколько лет из поля зрения ташкентской публики и критиков. Но появился снова на выставках нового поколения Regeneration осенью 2024 года. Его нынешняя персональная выставка в Ташкентском доме фотографии откровенно пытается связать актуальные повестки современного искусства с глубоко личной темой возвращения к истокам, поиска и обретения собственной идентичности.
Творческий стиль Сардора Нугманова непросто определить. С одной стороны, заявленная тема выставки, как и названия многих представленных на ней полотен, прямо отсылает не к неоэкспрессионизму – очень популярному среди молодых художников Узбекистана, — а к экспрессионизму его «классического» периода. Как любят указывать популярные аннотации по истории живописи, экспрессионизм начала XX века явился художественным ответом на тогдашние катастрофы и вызовы: Первую мировую войну, революции, экономические кризисы и торжество тоталитарных режимов. Так же и экспозиция «Возвращение. Живопись как дыхание времени» в своей тематике касается актуальных страхов современного общества: проблем экологии, изменения климата, риска искусственного интеллекта и цифровой диктатуры над личностью.
С другой стороны, Нугманов старательно акцентирует свою связь с академической живописью. Принципиально придерживается традиционных живописных техник, избегая цифровых методов. Много внимания уделяет авторским техникам натяжки и грунтовки холста, наложения краски и лессировки, вставляет готовые полотна в роскошные багеты. Его живопись обладает тактильностью, акцентирует внимание на фактуре, разнообразии и контрастах текстур. Лучшие из его работ носят явные признаки декоративности и иллюстрируют тезис, что для художественного произведения виртуозная форма может быть наилучшим содержанием. Словом, он типичный современный узбекский художник, стремящийся к универсальным мотивам, но без утраты локальной самобытности.
Полотна, представленные на выставке, намеренно лишены подробного этикетажа. Указаны только названия работ на трех языках — узбекском, английском и русском. Хотя легко догадаться, что это творения разных лет, выполненные в смешанной технике.
Экспозиция имеет концептуальную циклическую архитектуру с разделами «Возвращение к истокам», «Свет и тьма», «Кто подаст стакан воды?», «Мы то, что мы едим», «Легким нелегко», «Возвращение к природе» и «Возвращение к себе». Читателям «Ферганы» я могу показать только несколько репродукций. Со всем замыслом выставки можете ознакомиться и рассудить его сами в Ташкентском доме фотографии.
Выставка продлится до 23 февраля.